Поучение десятое. О том, что должно проходить путь Божий разумно и внимательно
Позаботимся о себе, братия, будем внимательны.
Кто нам даст время сие, если мы понапрасну потеряем его? Поистине мы будем
искать сих дней и не найдём их. Авва Арсений всегда говорил себе: "Арсений,
для чего ты вышел из мира?" А мы находимся в такой гибельной лености, что
не знаем даже, чего мы тогда желали, и потому не только не преуспеваем, но и
скорбим всегда. Это происходит с нами от того, что не имеем внимания в сердце
нашем. И подлинно, если бы мы хотели немного подвизаться, то мы не скорбели бы
много и не испытывали бы трудностей; ибо если кто вначале понуждает себя, то,
продолжая подвизаться, он мало-помалу преуспевает и потом с покоем совершает
добродетели; поелику Бог, видя, что он понуждает себя, подаёт ему помощь. Итак,
будем и мы понуждать себя, положим доброе начало, усердно пожелаем доброго; ибо
хотя мы ещё не достигли совершенства, но самое сие желание есть уже начало
нашего спасения; от этого желания мы начнём, с помощию Божиею, и подвизаться, а
через подвиг получаем помощь к стяжанию добродетелей. Посему-то некто из отцов
сказал: "Дай кровь и приими дух", т.е. подвизайся и получишь навык в
добродетели.
Когда я обучался светским наукам, мне казалось
это сначала весьма тягостным, и когда я приходил взять книгу, я был в таком же
положении, как человек, идущий прикоснуться к зверю; когда же я продолжал
понуждать себя, Бог помог мне, и прилежание обратилось мне в такой навык, что
от усердия к чтению я не замечал, что ел, или что пил, или как спал. И никогда
не позволял завлечь себя на обед с кем-нибудь из друзей моих и даже не вступал
с ними в беседу во время чтения, хотя и был общителен и любил своих товарищей.
Когда же учитель отпускал нас, я омывался водою, ибо иссыхал от безмерного
чтения, и имел нужду каждый день освежаться водою; приходя же домой, я не знал,
что буду есть, ибо не мог найти свободного времени для распоряжений касательно
самой пищи моей, но у меня был верный человек, который готовил мне, что он
хотел. А я ел, что находил приготовленным, имея книгу подле себя на постели, и
часто углублялся в неё. Также и во время сна она была подле меня на столе моем,
и, уснув немного, я тотчас вскакивал для того, чтобы продолжать чтение. Опять
вечером, когда я возвращался домой после вечерни, я зажигал светильник и
продолжал чтение до полуночи, и вообще был в таком состоянии, что от чтения
вовсе не знал сладости покоя.
Итак, когда я вступил в монастырь, то говорил
сам себе: "Если при обучении внешнему любомудрию родилось во мне такое
желание и такая горячность от того, что я упражнялся в чтении, и оно обратилось
мне в навык, то тем более будет так при обучении добродетели", и из этого
примера я почерпал много силы и усердия. Так, если кто хочет приобрести
добродетель, то он не должен быть нерадивым и рассеянным. Ибо как желающий
обучиться плотничеству не занимается иным ремеслом, так и те, которые хотят
научиться деланию духовному, не должны заботиться ни о чём другом, но день и
ночь поучаться в том, как бы приобрести оное. А иначе приступающие к сему делу
не только не преуспевают, но и сокрушаются, неразумно утруждая себя. Ибо кто не
внимает себе и не подвизается, тот легко уклоняется от добродетели: потому что
добродетели суть средина, тот царский путь, о котором один святой старец [1]
сказал: "Ходите путём царским, и считайте поприща вёрсты".
Итак, добродетели, как я сказал, суть средина
между излишеством и недостатком. Поэтому и сказано в Писании: не совратитися ни
на десно, ни на лево (Втор. 5, 32). И святой Василий говорит: "Прав
сердцем тот, чей помысл не уклоняется ни в излишество, ни в недостаток, но
направляется только к средине добродетели". Зло само по себе есть ничто,
ибо оно не есть какое-либо существо и не имеет никакого состава. Нет, но душа,
уклонившись от добродетели, делается страстною и рождает грех, потому и томится
им, не находя в нём для себя естественного успокоения. И дерево разве имеет по
естеству червей внутри себя? Но заводится в нём малая гнилость; от этой
гнилости рождается червь, и сей самый червь съедает дерево. Также и медь сама
производит ржавчину, и сама опять поедается ржавчиною. И одежды сами производят
моль, и эта же моль, от них происшедшая, их съедает и портит. Так и душа сама
производит зло, которое прежде вовсе не существовало, и не имеет, как я сказал,
никакого состава, и опять сама мучится от зла; и хорошо сказал святой Григорий:
"Огонь есть порождение вещества, и поедает вещество, как и злых зло".
То же самое видим и в телесной болезни: когда кто живет беспорядочно и не
бережёт здоровья, то происходит избыток или недостаток чего-нибудь в теле, и
потом человек делается от сего больным: а прежде этого вовсе не существовало
болезни, и она не была когда-либо чем-нибудь самобытным, и опять, по исцелении
тела, болезнь уже вовсе не существует. Так что и зло есть недуг души,
лишившейся свойственного ей и по естеству ей принадлежащего здравия, которое
есть добродетель. Потому мы и сказали, что добродетели суть средина: так,
мужество находится посреди страха и наглости; смиренномудрие - посреди гордости
и человекоугодия; также и благоговение - посреди стыда и бесстыдства, подобно
сему и прочие добродетели.
Итак, когда человек удостоился приобрести сии
добродетели, то он бывает благоугоден пред Богом, и хотя все видят, что он ест,
пьёт и спит, как и прочие люди, но таковой благоугоден Богу за добродетели,
которые имеет. А кто не внимает себе и не охраняет себя, тот легко уклоняется
от сего пути или направо, или налево, т. е. или в излишество, или в недостаток,
и производит в себе недуг, который составляет зло. Вот это царский путь, коим
шествовали все святые.
Поприща же (вёрсты) суть различные устроения,
которые каждый всегда должен считать и замечать непрестанно: где он, до какой
версты достиг, и в каком устроении находится? Именно: мы подобны людям, которые
имели намерение идти во Святой Град (Иерусалим); выйдя из одного города,
некоторые прошли пять вёрст и остановились, другие прошли десять, иные
совершили и половину пути, а иные нимало не прошли по нём, но пребывают вне
ворот, в смрадном предместье его. Из тех же, которые находятся на пути,
случается, что некоторые пройдут две версты и, заблудившись, возвращаются, или,
прошедши две версты вперёд, отходят пять назад; другие же дошли до самого
города, но остались вне его и не вошли внутрь города. То же бывает с нами: ибо
некоторые из нас оставили мир и вступили в монастырь с намерением стяжать
добродетели: и одни сделали немногое и остановились; иные больше, а другие
совершили половину дела и остановились; иные вовсе ничего не сделали, но,
думая, что вышли из мира, остались в мирских страстях и в злосмрадии их; иные
совершают немного доброго и опять разоряют это; а некоторые разоряют и более
того, что совершили. Другие же хотя и совершили добродетели, но имели гордость
и уничижали ближнего, а потому не вошли во град, но пребывают вне его.
Следовательно, и эти не достигли своей цели, ибо хотя они дошли до самых ворот
града, но остались вне его, а потому и сии не исполнили своего намерения.
Итак, каждый из нас должен замечать, где он
находится: вышел ли он из своего города, но остановился вне ворот в смрадном
предместье его; или прошёл мало, или много; или достиг до половины пути; или
идёт две версты вперед и две назад; или дошел до града и взошёл в Иерусалим;
или хотя и достиг до града, но не мог войти в него. Каждый пусть рассматривает
своё состояние, где он находится.
Есть три устроения души в человеке: он или
действует по страсти, или сопротивляется ей, или искореняет её. Действует по
страсти тот, кто приводит её в исполнение, удовлетворяет ей. Сопротивляется ей
тот, кто не действует по ней и не отсекает её, но, любомудрствуя [2], как бы
минует страсть, однако имеет её в себе. А искореняет страсть тот, кто
подвизается и делает противное страсти.
Но эти три устроения имеют великую обширность.
Например, назовите какую угодно страсть, и мы разберём её. Хотите ли, скажем о
гордости? Хотите ли, скажем о блуде, или хотите лучше, чтобы мы поговорили о
тщеславии? Ибо мы весьма побеждаемся им. По тщеславию человек не может слышать
слово от брата своего. Иной, когда услышит одно слово, смущается или отвечает
пять слов или десять на одно слово, и враждует и огорчается. И когда спор
прекратится, он продолжает иметь помыслы на сказавшего ему оное слово, и помнит
зло, и жалеет, что он не сказал более того, что сказал, и готовит в себе ещё
худшие слова, чтобы сказать ему. И постоянно говорит: "Зачем я не сказал
ему того-то, зачем он мне это сказал, и я ему то-то скажу", и постоянно
гневается. Вот одно устроение. Это значит, что зло обратилось в навык. Бог да
избавит нас от такого устроения, ибо оно непременно подлежит муке, потому что
всякий грех, исполняемый на деле, подлежит аду, и хотя бы таковой человек
захотел покаяться, он не может один преодолеть страсти, если не получит помощи
от некоторых святых, как сказали и отцы. Посему-то я всегда говорю вам:
старайтесь отсекать страсти, прежде нежели они обратятся вам в навык.
Другой, когда услышит слово, хотя и смущается и
также отвечает пять слов или десять на одно, и жалеет, что не сказал и других
трёх худших, и скорбит и помнит зло, но по истечении нескольких дней
изменяется. Другой проводит неделю в таком состоянии и переменяется, а иной
изменяется и через день. Другой же оскорбляет, ссорится, смущается, смущает, и
тотчас обращается. Видите, сколько различных устроений! Однако все сии люди,
пока они исполняют страсть, подлежат аду.
Скажем и о тех, которые сопротивляются страсти.
Иной, когда услышит слово, печалится, но не о том, что его оскорбили, а о том,
что он не перенёс сей обиды: таковой находится в состоянии подвизающихся и
сопротивляющихся страсти. Другой подвизается и трудится, но, наконец,
побеждается понуждением страсти. Иной не хочет отвечать оскорбительно, но
увлекается привычкою. Другой старается не сказать отнюдь ничего обидного, но
скорбит о том, что ему досадили, однако осуждает себя за то, что скорбит, и
раскаивается в сём. Иной не огорчается оскорблением, но и не радуется о нём.
Вот эти все сопротивляются страсти. Но два из них имеют отличие от прочих. Кто
побеждается в подвиге и кто увлекается привычкою, тем угрожает опасность
подвергнуться беде действующих по страсти [3].
Сказал же я о них, что и они в числе
сопротивляющихся страсти, ибо произволением своим остановили страсть и не хотят
по ней действовать, но и скорбят, и подвизаются. Отцы же сказали, что всякое
дело, которого душа не хочет, бывает маловременно. Но таковые должны испытать
себя, не исполняют ли они если не самую страсть, то что-либо из побуждающего к
страсти, и потому побеждаются или увлекаются ею? Находятся и такие, которые
стараются остановить страсть, но по внушению другой страсти - один молчит по
тщеславию, другой по человекоугодию или по иной какой-либо страсти: сии злым
хотят исцелить злое. Но авва Пимен сказал, что зло никак не истребляет зла.
Таковые принадлежат к действующим по страсти, хотя и сами себя обольщают.
Наконец, желаем сказать и о тех, которые
искореняют страсть. Иной радуется, когда его оскорбляют, но потому, что имеет в
виду награду: сей принадлежит к искореняющим страсть, но неразумно. Другой
радуется, получая оскорбление, и думает, что он должен был претерпеть
оскорбление, потому что он подал повод к тому: сей разумно искореняет страсть.
Ибо принимать оскорбление, возлагать вину на себя и почитать все находящее на
нас за наше собственное - есть дело разума, потому что каждый молящийся Богу:
"Господи, дай мне смирение", должен знать, что он просит Бога, дабы
Он послал ему кого-нибудь оскорбить его. Итак, когда кто-либо оскорбляет его,
то он и сам должен досадить себе и уничижить себя мысленно, чтобы в то время, когда
другой смиряет его извне, он сам смирял себя внутренно. Другой не только
радуется, когда его оскорбляют, и почитает виновным самого себя, но и сожалеет
о смущении оскорбившего его. Бог да введёт нас в таковое устроение.
Видите ли, сколь обширны сии три устроения?
Итак, каждый из нас пусть рассматривает, как я сказал, в каком он находится
устроении. Добровольно ли он действует по страсти и удовлетворяет ей? Или, не
желая действовать по ней, побеждается ею? Или действует по страсти, увлекаясь
привычкою, и, сделав это, скорбит и кается, что так поступил? Или подвизается
разумно остановить страсть? Или подвизается против одной страсти ради другой,
как мы сказали, что иной молчит по тщеславию, или по человекоугодию, или вообще
по какому-нибудь человеческому помыслу? Или он начал искоренять страсть, и
разумно ли искореняет её, и делает противное страсти? Каждый пусть узнает, где
он находится, на каком поприще. Ибо мы должны испытывать себя не только каждый
день, но и каждый год, и всякий месяц, и каждую неделю, и говорить: прошлую
неделю меня так беспокоила сия страсть, а теперь каков я? Так же и каждый год
спрашивать себя: прошлого года я так побеждался сею страстию, а ныне каков? Так
и всегда должны испытывать себя, успели ли мы сколько-нибудь или находимся в
том же устроении, в каком были прежде, или впали в худшее. Бог да даст нам
силу, чтобы мы, если б и не успели искоренить страсть, то по крайней мере не
действовали по ней и сопротивлялись оной. Ибо поистине тяжкое дело -
действовать по страсти и не сопротивляться ей. Скажу вам пример, кому подобен
тот, кто действует по страсти и удовлетворяет ей. Он подобен человеку, который,
будучи поражаем от врага своего стрелами, берёт их и собственными руками
вонзает в своё сердце. Сопротивляющийся страсти подобен осыпаемому стрелами
врага своего, но облёченному в броню и потому не получающему ран. А
искореняющий страсть подобен тому, кто, будучи осыпаем стрелами врага своего,
сокрушает их или возвращает в сердца врагов, как сказано в псалме: меч их да
внидет в сердца их, и луцы их да сокрушатся (Пс. 36, 15).
Итак, постараемся и мы, братия, если не можем
возвращать оружие их в сердца их, то по крайней мере не принимать стрел и не
вонзать их в сердца наши; но и облечёмся в броню, чтобы не быть уязвленными от
них. Благий Бог да покроет нас от них, да подаст нам внимание и да наставит нас
на путь Свой, ибо Ему подобает всякая слава, честь и поклонение во веки. Аминь.
Примечание:
[1] Авва Вениамин. См.: Достопам. сказания о
подвижничестве св. и блаж. отцов. Изд. 1845. С. 55.
[2] В греч.: боряся.
[3] Это место исправлено по греческой рукописи (XII
века) поучений аввы Дорофея, хранящейся в Московской Патриаршей (ныне
Синодальной) библиотеке. № 270. Л. 18 об.