Поучение девятнадцатое. Различные краткие изречения
Авва Дорофей говорил, что полагающемуся на свой
разум или на своё суждение [1] невозможно повиноваться или последовать доброму
делу ближнего.
Говорил также: будучи страстными, мы отнюдь не
должны веровать своему сердцу; ибо кривое правило и прямое кривит.
Говорил также: кто не презрит всех вещей, славы
и телесного покоя, а вместе с тем и самооправдания, тот не может ни отсечь
своих пожеланий, ни избавиться от гнева и скорби, ни успокоить ближнего.
Говорил также: не великое дело не судить того
или сострадать тому, кто находится в скорби и покоряется тебе; но велико - не
судить того, кто тебе противоречит, не мстить ему по страсти, не соглашаться с
осуждающим его и радоваться вместе с предпочтённым тебе.
Ещё сказал: не требуй любви от ближнего, ибо
требующий её смущается, если её не встретит; но лучше ты сам покажи любовь к
ближнему, и успокоишься, и таким образом приведёшь и ближнего к любви.
Ещё сказал: кто совершит дело, угодное Богу,
того непременно постигнет искушение; ибо всякому доброму делу или предшествует,
или последует искушение, да и то, что делается ради Бога, не может быть
твёрдым, если не будет испытано искушением.
Ещё сказал: ничто так тесно не соединяет людей
между собою, как то, когда они сорадуются друг другу в одном и том же, и имеют
одинаковый образ мыслей.
Ещё сказал: не презирать даяния ближнего есть
дело смиренномудрия: и должно принимать оное даяние с благодарностию, хотя бы
оно и было мало и незначительно.
Ещё сказал: если мне встретится какое-либо дело,
то мне приятнее поступить по совету ближнего, хотя бы случилось испортить оное,
по его совету, нежели и хорошо исполнить дело, последовав своей воле.
Ещё сказал: во всяком деле хорошо самому
заботиться о том немногом, в чём нуждаешься, ибо не полезно по всему быть
успокоенным.
Ещё сказал: при всяком случавшемся со мною деле,
я никогда не желал ограждать себя человеческою мудростию: но что бы то ни было,
я всегда делаю по силе моей и всё предоставляю Богу.
Ещё сказал: кто не имеет своей воли, тот всегда
исполняет своё желание. Поелику таковой не имеет своего желания, то, что бы ни
случилось с ним, он всем бывает доволен, и так оказывается, что он всегда
исполняет свои желания; ибо он не хочет, чтобы дела исполнялись так, как он
желает, но хочет, чтобы они были как будут.
Ещё сказал: неприлично кому-либо исправлять
брата в то самое время, когда он согрешает против тебя; да и в другое время не
должно делать сего для того, чтобы мстить за себя.
Говорил также: любовь по Богу сильнее
естественной любви.
Говорил также: не делай зла даже и в шутку; ибо
случается, что иной сначала шутя делает злое, а после, и нехотя, им увлекается.
Говорил также: не должно желать избавиться от
страсти для того, чтобы избежать происходящей от неё скорби, но по совершенной
ненависти к ней, как сказано: совершенною ненавистию возненавидех я: во враги
быша ми (Пс. 138, 22).
Говорил также: невозможно кому-либо разгневаться
на ближнего, если сердце его сперва не вознесётся над ним, если он не уничижит
его, и не сочтёт себя высшим его.
Говорил также: признаком того, что кто-либо
добровольно исполняет страсть, служит его смущение в то время, когда его
обличают или исправляют в ней. А без смущения переносить обличение, т.е.
вразумление, есть признак того, что кто-либо был побежден страстию или исполнил
её по неведению. Богу же нашему подобает слава во веки веков. Аминь.
Примечание:
[1] В греч.: почитающему себя умным, или
имеющему собственный помысл.