Поучение восьмое. О злопамятности
Отцы
сказали, что монахам несвойственно гневаться, также и оскорблять кого-либо, и
ещё: "Кто преодолел гнев, тот преодолел демонов, а кто побеждается сею
страстию, тот вовсе чужд иноческой жизни" и проч. Что же должны мы сказать
о себе, когда мы не только не оставляем раздражительности и гнева, но и
предаемся злопамятности? Что нам делать, как не оплакивать такое жалкое и
нечеловеческое устроение душ наших? Итак, будем внимать себе, братия, и
постараемся с помощию Божиею избавиться от горечи этой губительной страсти.
Случается, что, когда между братиями произойдёт
смущение или возникнет неудовольствие, один из них поклонится другому, прося
прощения, но и после сего продолжает скорбеть и иметь помыслы против брата.
Таковой не должен пренебрегать сим, но пресечь оные вскоре, ибо это есть
злопамятность; а она, как я сказал, требует от человека многого внимания, чтобы
в оной не закоснеть и не погибнуть. Кто поклонился, прося прощения, и сделал
это ради заповеди, тот в настоящее время исцелил гнев, но против злопамятности
ещё не подвизался, и потому продолжает скорбеть на брата. Ибо иное
злопамятность, иное гнев, иное раздражительность и иное смущение; и чтобы вы
лучше поняли сие, скажу вам пример. Кто разводит огонь, тот берет сначала малый
уголёк: это слово брата, нанесшего оскорбление. Вот это пока ещё только малый
уголёк: ибо что такое слово брата твоего? Если ты его перенесёшь, то ты и
погасил уголёк. Если же будешь думать: "Зачем он мне это сказал, и я ему
скажу то и то, и если бы он не хотел оскорбить меня, он не сказал бы этого, и я
непременно оскорблю его", - вот ты и подложил лучинки или что-либо другое,
подобно разводящему огонь, и произвёл дым, который есть смущение. Смущение же
есть то самое движение и возбуждение помыслов, которое воздвигает и раздражает
сердце. Раздражение же есть отомстительное восстание на опечалившего, которое
обращается в дерзость, как сказал блаженный авва Марк: "Злоба, питаемая
помышлениями, раздражает сердце, убиваемая же молитвою и надеждою сокрушает
его".
Если бы ты перенёс малое слово брата твоего, то
погасил бы, как я уже сказал, этот малый уголёк прежде, чем произошло смущение;
однако же и его, если хочешь, можешь удобно погасить, пока оно ещё не велико,
молчанием, молитвою, одним поклоном от сердца. Если же ты будешь продолжать
дымить, то есть раздражать и возбуждать сердце воспоминанием: "Зачем он
мне это сказал, я и ему скажу то и то", то от сего самого стечения и, так сказать,
столкновения помыслов согревается и разгорается сердце, и происходит
воспламенение раздражительности, ибо раздражительность есть жар крови около
сердца, как говорит св. Василий Великий.
Вот как происходит раздражительность. Её также
называют острожелчием (вспыльчивостью). Если хочешь, можешь погасить и её,
прежде чем произойдёт гнев. Если же ты продолжаешь смущать и смущаться, то
уподобляешься человеку, подкладывающему дрова на огонь и ещё более разжигающему
его, отчего образуется много горящего уголья, и это есть гнев. Так же сказал и
авва Зосима, когда его спросили, что значит изречение: "Где нет
раздражительности, там безмолвствует вражда". Ибо если кто-либо в начале
смущения, когда оно начинает, как мы сказали, дымиться и бросать искры, поспешит
укорить себя и поклониться ближнему, прося прощения, прежде нежели разгорится
раздражительность, то он сохранит мир. Также когда возгорится
раздражительность, если он не замолчит, но будет продолжать смущаться и
возбуждать себя, то он делается, как мы сказали, подобным тому, кто
подкладывает дрова на огонь, и они горят, пока наконец образуется много
горящего уголья. И как горящее уголье, когда оно угаснет и будет собрано, может
лежать несколько лет без повреждения, и даже, если кто польёт его водою, оно не
подвергается гниению: так и гнев, если закоснеет, обращается в злопамятность,
от которой человек не освободится, если не прольёт крови своей [1].
Вот я вам показал различие: понимаете ли? Вот вы
слышали, что такое начальное смущение и что раздражительность, что такое гнев и
что злопамятность. Видите ли, как от одного слова доходят до такого зла? Ибо
если бы ты сначала укорил самого себя, терпеливо перенёс слово брата твоего и
не хотел бы отомстить ему за себя и на одно слово сказать два или пять слов и
воздать злом за зло, то избавился бы от всех этих зол. Посему и говорю вам:
всегда отсекайте страсти, пока они ещё молоды, прежде нежели они вкоренятся и
укрепятся в вас и станут удручать вас, ибо тогда придётся вам много пострадать
от них: потому что иное дело вырвать малую былинку, и иное - искоренить большое
дерево.
Ничему столько не удивляюсь, как тому, что мы
сами не понимаем, что поём. Ибо мы поём ежедневно, проклиная себя, и не
понимаем сего. Не должны ли мы понимать того, что поём? Мы всегда говорим: аще
воздах воздающим ми злая, да отпаду убо от враг моих тощ (Пс. 7, 5). Что
значит: да отпаду? Пока кто стоит, он имеет силу сопротивляться врагу своему:
то он поражает, то его поражают; то он одолевает, то его одолевают; но он всё
ещё стоит. Если же ему случится пасть, то как он может, лежа на земле, бороться
со врагом своим? А мы молимся о себе, чтобы нам не только пасть от врагов
своих, но и да тщи отпадем. Что значит: отпасти от враг своих тщу? Мы сказали,
что пасть значит не иметь более силы сопротивляться, но лежать на земле; а быть
тщу значит не иметь ничего доброго, чтобы и каким-нибудь образом можно было
встать. Ибо кто в силах встать, тот может приложить попечение о себе и
каким-либо образом снова вступить в бой. Потом говорим: да поженет убо враг
душу мою, и да постигнет… (Пс. 7, 6); не только да поженет, но и да постигнет;
да будем ему покорны, да повинуемся ему во всём и в каждом деле, да одолеет он
нас, если мы воздаем злом делающим нам злое. И не только об этом молимся, но и
поперет в землю живот [наш]. Что такое живот [наш]?
Жизнь наша суть добродетели, и мы молимся, чтобы
враг попрал в землю жизнь нашу. Да будем совершенно земными, и все мудрование
наше да будет пригвождено к земле. И славу [нашу] в персть вселит: что же слава
наша, если не то в'едение, какое приобретается душою чрез хранение святых
заповедей? Итак, мы просим, чтобы враг обратил славу [нашу], как говорил
Апостол, в студ наш, чтобы в прах вселил её и сделал жизнь нашу и славу нашу
земными, дабы мы ничего не мудрствовали по Богу, но всё только телесное,
плотское, как те, о которых Бог сказал: не имать Дух Мой пребывати в человецех
сих… зане суть плоть (Быт. 6, 3). Видите, когда мы поём всё сие, мы проклинаем
самих себя, если воздаём злом за зло. А как часто воздаём мы злом за зло и не
заботимся о сём, но оставляем это без внимания!
Воздать же злом за зло можно не только делом, но
и словом, и видом. Иной думает, что он на деле не воздаёт злом за зло, но
оказывается, что он, как я сказал, воздаёт словом или видом, поелику случается,
что кто-либо одним видом, или движением, или взором смущает брата своего; ибо
можно и одним взглядом или телодвижением оскорбить брата своего, и это также
есть воздаяние злом за зло. Другой старается не мстить за зло ни делом, ни
словом, ни видом, ни движением, но в сердце своем имеет неудовольствие на брата
своего и скорбит на него.
Видите ли, какое различие душевных устроений!
Другой хотя не имеет скорби на брата своего, но если услышит, что кто-нибудь
оскорбил того в чём-либо, или его побранили, или уничижили, и он радуется,
слыша это, то оказывается, что и он таким образом воздает злом за зло в сердце
своём. Другой не питает злобы в сердце своём и не радуется, слыша об уничижении
оскорбившего его, даже печалится, если ему нанесут оскорбление, однако же не
радуется и благополучию его; но если видит, что того прославляют и тому
угождают, то он скорбит: и это есть также, хотя и легчайший, однако же вид
злопамятности. Каждый из нас должен радоваться успокоению брата своего и всё
сделать, чтобы почтить его.
Мы сказали в начале слова, что иной, и
поклонившись брату своему, всё ещё продолжает скорбеть на него; и говорили, что
он, сделав поклон, исцелил этим гнев, но ещё не подвизался против
злопамятности. Иной же, если случится кому-либо оскорбить его, и они поклонятся
друг другу и примирятся между собою, живёт в мире с тем и не имеет против него
никакого помысла в сердце своём; когда же через несколько времени тому опять
случится сказать что-либо оскорбительное для него, то он начинает вспоминать и
прежнее и смущаться не только о втором, но и о прежнем. Сей подобен человеку,
имеющему рану и положившему на неё пластырь, и хотя он в настоящее время
заживил рану и она заросла, но место ещё болезненно; и если кто-нибудь бросит в
него камешком, то место сие повреждается скорее всего тела и тотчас начинает
источать кровь. То же самое претерпевает и оный человек: была у него рана, и он
приложил пластырь, то есть сделал поклон, и подобно первому исцелил рану, то
есть гнев; и начал также усиливаться против злопамятности, стараясь не питать
ни одного помысла в сердце своём, ибо сие значит, что рана зарастает. Но она
ещё не совершенно зажила: есть ещё остаток злопамятности, который составляет
верхнее закрытие раны, и от него удобно возобновляется вся рана, если человек
получит хотя лёгкий ушиб.
Итак, должно подвизаться, чтобы очистить
совершенно и внутренний гной, дабы больное место совсем заросло, и чтобы не
осталось никакого безобразия и вовсе нельзя было узнать, что на этом месте была
рана. Как же можно сего достигнуть? Молясь от всего сердца об оскорбившем и
говоря: Боже! помоги брату моему и мне, ради молитв его. Таким образом человек
и молится за брата своего (а это есть знак сострадания и любви), и смиряется,
прося себе помощи, ради молитв его: а где сострадание, любовь и смирение, что
может там успеть раздражительность, или злопамятность, или другая страсть?
И авва Зосима сказал: "Если диавол
подвигнет все хитрости злобы своей со всеми демонами своими, то все коварства
его упразднятся и сокрушатся от смирения по заповеди Христовой". А другой
старец сказал: "Молящийся за врага будет незлопамятен". Исполняйте
это на деле и тогда хорошо уразумеете то, что слышите; ибо поистине, если не
будете исполнять этого, не можете одними словами научиться сему. Какой человек,
желая научиться искусству, постигает его из одних слов? Нет, сперва он работает
и портит, работает и уничтожает своё дело: и так мало-помалу, трудами и
терпением научается искусству с помощью Бога, взирающего на его труд и
произволение. А мы хотим искусству искусств научиться одними словами, не
принимаясь за дело. Возможно ли это? Итак, будем внимать себе, братия, и
трудиться со тщанием, пока ещё имеем время.
Бог да даст нам помнить и исполнять то, что
слышим; да не послужит сие нам к осуждению в день суда Господня. Богу подобает
слава, честь и поклонение во веки веков. Аминь.
Примечание:
[1] Под пролитием крови разумеются здесь великие
подвиги и труды.